Безработных нужно трудоустраивать, а не только выплачивать им пособие

Ольга Макогон
Ольга Макогон

Любой кризис предполагает оценку текущего состояния и предложение решений, как адаптироваться к изменениям. Естественно, мой интерес - какие решения предлагаются в сфере занятости и для рынка труда. По данным крайнего обзора рынка труда, проведённого CIPD, в Британии 49% работодателей планируют сохранить текущее количество персонала, 22% намерены сокращать, а 19% даже увеличивать персонал. В первую очередь, увеличение персонала ожидает сферу здравоохранения. Если рассматривать решения по сохранению персонала, то 61% будет достигать такой цели за счёт дистанционной работы, 44% за счёт заморозки нового найма, 33% будут предлагать адаптированные гибкие условия труда, 29% сократят бонусы и 27% сократят бюджеты на обучение оффлайн. Начала я с опыта Британии, поскольку в Украине очень любят сравнение с мировыми державами.

Схожий опрос в Украине проводила Федерація роботодавців України. В результате опроса работодатели заявили, что если ситуация с COVID-19 будет продолжаться, то 36% респондентов будут вынуждены увольнять персонал, и лишь 6% работодателей заявили, что COVID-19 не повлиял на их работу. Тем не менее, учитывая, что ФРУ является соцпартнером Правительства, их целевая тема не управление и сохранение персонала, а достаточность наличия помощи от государства и как долго по оценкам бизнеса такой сможет продержаться без господдержки.

Также интересным является опрос Work.ua, по данным которого 47% работодателей перешли на удалённую работу и сохранили полную з/п, 17% сократили з/п из-за сокращения объема работы, 16% отправили сотрудников в неоплачеваемый отпуск, 14% сократили з/п при сохранении того же объёма работы, а 6% сократили персонал.

Державна служба зайнятості не проводила подобного обзора практики преодоления COVID-19 работодателями.

Если обратиться к государственным подходам к поддержке рынка труда, то если Минэкономики и Государственная служба занятости не будут изучать настроения и температуру рынка труда не в контексте «дайте денег», а в контексте общей динамики сопротивления и преодоления коронакризиса, то по каким критериям принимается решение о государственной помощи и как должно приниматься решение о выделении поддержки? Если по принципу: кто первый - того и тапки, или через лоббирование отдельных бизнес-интересов, то помощь мало к кому дойдёт, а если и начнёт доходить, то она станет уже не актуальной по прошествии времени.

Представленный Минэкономики план создания полмиллиона рабочих мест не содержит одного самого важного, на мой взгляд, критерия. Этот план должен касаться зарегистрированных безработных, которые стоят на учёте в государственной службе занятости. Клиентами службы уже является почти 500 тыс человек и их нужно трудоустраивать, а не только выплачивать пособие по безработице. Большинство ожидаемых рабочих мест будут созданы через государственные / коммунальные предприятия, или за счёт государственной поддержки. Поэтому правильно, чтобы государственная служба занятости стала основным партнером Правительства в реализации плана. К моему глубокому сожалению, такая позиция не нашла отражения не в самом плане, не в заявлениях политиков.

Я уверена, что коллеги из государственной службы занятости смогут найти решение и предложить Минэкономики подходы для содействия трудоустройству зарегистрированных безработных. Это не первый кризис, который проходит служба, однако первый, когда преодоление безработицы относится не к социальной, а к экономической политике

загрузка...